- Эмоции, теории
- – различные теории, объясняющие происхождение и функции эмоций. 1. теория Анохина (1949, 1968) – связывает фрустрацию потребности с негативными эмоциями, а удовлетворение потребности – с положительными эмоциями. 2. теория Арнольда-Лазаруса (1960) – ставит эмоции в зависимость от того, каким образом индивид интерпретирует ситуацию, представляет её себе. 3. теория Вундта (1880) – сводится к тому, что эмоции способны изменять направление течения представлений, а последние, в свою очередь, являются причиной последующих внутренних изменений. 4. теория Генри (1986) – подчёркивает роль вегететивных, нейроэндокринных факторов в развитии эмоций. Согласно П.Генри, существует две ортогональные (как бы расходящиеся под прямым углом) системы активации, определящие различия паттернов гнева, страха и депрессии. Различия нейроэндокринных изменений при некоторых эмоциональных состояниях представляется следующим образом. а) Паттерн гнева образуют: подъём АД, учащение пульса, повышенный выброс в кровь норадреналина, тестостерона, ренина и в меньшей степени - адреналина. б) Паттерн страха представляют: умеренный подъём АД, умеренное учащение пульса, повышенный выброс в кровь адреналина, в меньшей степени - норадреналина. в) Паттерн депрессии: повышенный выброс в кровь эндорфинов, АКТГ, кортикостерона, снижение содержания в крови тестостерона, замедление пульса. г) Паттерн безмятежности или эйфории характеризует снижение экскреции адреналина и норадреналина, а д) паттерн приподнятого настроения отличают снижение экскреции АКТГ, кортизола и эндорфинов, повышение экскреции тестостерона (у мужчин), эстрогена и прогестерона (у женщин). 5. теория Дарвина (1872) – согласно Ч.Дарвину, эмоции и их проявления либо полезны, будучи выработанными в ходе эволюции, либо вредны или бесполезны, если представляют собой рудименты ранее целесообразных реакций организма. Например, потение рук у обезьяны в ситуации опасности облегчает схватывание веток дерева, у человека в состоянии страха - это рудимент указанной реакции. Ч.Дарвин первым обратил внимание на сходство проявлений эмоций у антропоидов и слепорождённых детей, а также пытался показать, что в развитии эмоций не существует непроходимой пропасти между свойственного человеку и животным. 6. теория Джемса-Ланге (1884-1885) – утверждает, что эмоции суть результат осознания человеком рефлекторно возникающих в какой-либо значимой ситуации телесных изменений. 7. теория дифференцированных эмоций Изарда (2000) – предполагает существование 10-ти основных, «фундаментальных эмоций», все остальные эмоции есть результат их комбинирования в разнообразные конфигурации. 8. теория Линдсли и Хебба (1951-1955) – подчёркивает роль восходящих структур ретикулярной формации в активации эмоциональных реакций. 9. теория Роджерса (1949, 1951) – связывает эмоции с Я-концепцией. Эмоции поставлены в этой теории в зависимость от того, каким образом те или иные стимулы влияют на самооценку индивида. 10. психоаналитические теории эмоций – представляют эмоции как субъективное выражение общего состояния психики и организма, сопровождающиеся выразительным поведением, позой и физиологическими изменениями. Имеет тенденцияю рассматривать эмоции как аффекты, то есть считать, что они являются квантами энергии, которые «прикрепляются» к идеям, представлениям. Наличие эмоций указывает на нарушение психического равновесия и на то, что они препятствуют адаптации. «С точки зрения психологии неврозов, указывает З.Фрейд (1937), - аффективное действие – в противоположность теоретическому идеалу рационального действия – часто представляется жалким остатком исходных психических состояний и отклонений от нормы...И всё же нам известна решающая роль эмоциональности в организации и помощи в функционировании». При сохранении упомянутого равновесия эмоции не возникают. В целом существует тенденция представлять эмоции как некий побочный продукт, рудимент исходных психических состояний и отклонений от нормы. Кроме того, психоанализу свойственно интерпретировать эмоции как проявление сложных, например, гнева – как проявления ненависти, или предплагать, что сложные эмоции могут присутствовать в начале жизни (например, зависть приписывается новорождённому младенцу); 11. теория Симонова (1966, 1986) подчёркивает связь эмоций с дефицитом информации о ситуации, точнее, того, каким образом она представляется индивиду. Эмоции как бы восполняют этот дефицит и тем самым способствуют удовлетворению потребностей. Например, человек не осознаёт того, что назревает некая угрожающая ситуация, но он уже чувствет, что его что-то тревожит. 12. теория Фестингера (1962) – усматривает причину негативных эмоций в несовпадении ожидаемого и достигутого, то есть в когнитивном диссонансе (см.). Избыточные ожидания, действительно, способны породить разочарование. В свою очередь, позитивные эмоции возникают в ситуации совпадения достигнутого и ожидаемого – когнитивного консонанса (см.). 13. Центральная теория (Cannon, Bard, 1927-1928) гласит: эмоции возникают в связи с активацией зрительного бугра, миндалевидного тела и других центральных ядер мозга. Несколько позже, на основе этой теории появилось представление об эмоциональном мозге Пейпеца, который (мозг) включает гиппокамп и центральные подкорковые ядра. Это обстоятельство подтверждается экспериментами со вживлёнными электродами. Так, показано, что электростимуляция центра миндалевидного ядра активирует чувство страха, электростимуляция базолатерального ядра вызывает гнев. 14. двухфакторная теория Шахтера (1966, 1971) – основной акцент в ней делается на том, как именно индивид интерпретирует состояние собственного физиологического напряжения. Шахтер указывает, что люди часто или чаще всего делают это, принимая во внимание какую-то наиболее вероятную внешнюю причину, отчего эмоции нередко делаются «ложными», то есть не связанными с потребностями человека. Например, если возбуждённому человеку попадается на глаза разгневанный индивид, то он и у себя почувствует эмоцию гнева, а если встретится чем-то встревоженный человек, он посчитает, что и он сам находится в состоянии тревоги. 15. Бихевиористская теория – рассматривает все эмоции как безусловные (врождённые), так и условные (приобретённые) реакции на некие стимулы. Основное внимание придаётся в теории измеряемым аспектам эмоций, того, что последователи бихевиоризма предпочитают называть эмоциональным поведением.16. Теория индивидуального развития эмоций – весьма схематически различают 4 этапа такого развития: а) преобладание инстинктных эмоциональных реакций, свойственно новорождённым; б) проявления органического характера эмоций (удовлетворение-неудовлетворение, приятное-неприятное), преобладают в возрасте до 2-3 лет; в) развитие эпикритических эмоций, дифференцирование эмоциональных реакций (наблюдается в возрасте от 3-4 до 10-12 лет); г) формирование высших эмоций, чувств (продолжается с 10-12 до 18-20 лет и позднее).
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.